Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Желябовская средняя общеобразовательная школа" Нижнегорского района Республики Крым

  







Работа с учащимися

 

 

                                                  

     Как создавать хороший психологический климат

 

- всегда договаривайтесь на берегу, прежде чем отправиться в плаванье;

 

- не бойтесь говорить комплименты;

 

- старайтесь влиять, обеспечив свободу действия;

 

- не давай советов, если не просят;

 

- спорь, но не ссорься;

 

- не давай отрицательных оценок тому, что ценит собеседник;

 

-  не демонстрируй чувство превосходства;

 

- критикуй не личность, а действия;

 

- ты также всегда в чём-то виноват,  поэтому найди в чём;

 

- будь благодарен даже за чьё-то желание сделать что-нибудь тебе приятное;

 

-  будь больше требователен к себе, чем к другим;

 

-  чаще улыбайся, даже когда тебе не весело;

 

-  выражайся просто и щедро;

 

- решай вместе с человеком, а не вместо него;

 

- смейся вместе с человеком, а не с него;

 

- победив, не разыгрывай победителя.

 

 

                                                     

                                              Советы психолога

 

КАК  ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОГУ И ВОЛНЕНИЕ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА

 

       Тревога и волнение перед экзаменом – явление, известное почти всем. Но волнение бывает разное. Одних оно мобилизует, других доводит до состояния паники. Чтобы уменьшить уровень тревоги и волнения на экзамене, можно использовать следующие приемы самонастроенности и аутотренинга.

 

1.     Самоприказ или прием « лобовой атаки». С помощью специально подобранных словесных формул, которые произносятся с чувством гнева, вы должны сформулировать свое отношение к экзамену.

2.     . Несколько раз в день повторяйте слово или несколько слов, которые вызывают тревожное состояние: « экзамен», « билет», « учитель». Этот прием нужно использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.

3.      Включение. Если человек наблюдает и  переживает драматические ситуации других людей, более тяжелые, чем его, он начинает смотреть на собственные трудности иначе.

4.      Если  несчастья других людей для вас слишком абстрактны, возьмите себе за правило успокаивать перед экзаменом своего товарища или подругу.

           Существует мнение, что экзамен – это лотерея. Тогда как можно объяснить тот факт, что некоторые сдают экзамены почти всегда успешно, а другие часто « проваливаются».  И это почти при одинаковом уровне подготовленности.

          Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа.

 

                        Р Е К О М Е Н Д А Ц И И.

1. Учитывайте учительский стереотип:  « Сильные  идут первыми». Если преподаватель настроен позитивно, лучше идти первым или в конце – среди «троечников»

2. Если  предыдущий ученик  ответил на «3» или «2», продемонстрируйте прямо противоположный стиль ответа.

3. Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т.е., не говорите: « Это элементарно» и т.д.  у преподавателя может возникнуть желание доказать вам, что в его науке ничего элементарно нет.

4. Начинайте  с хорошо известного вопроса.  Если начинаете со 2-го вопроса, не спрашивайте разрешения.  Не демонстрируйте незнание.

5. Владея общими знаниями, ко многим выводам можно прийти самостоятельно.

6. Конкретные цифры и даты лучше влияют на экзаменатора.

7. При переписывании со шпаргалки снижается объём памяти.

8. Слушайте предыдущих отвечающих, так вы можете узнать необходимый вам материал.

9. Соотношение вашего  ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80% - 20-25%.Если дополнения преподавателя будут занимать больше 25%, у него может появиться ощущение, что отвечал он, а не вы. Естественно, хорошей оценки у вас не будет.

10. Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не только посмеяться, но и поддержать его шутку.

11. Речь должна быть выразительной:

         А) акцентируйте важные слова;

Б) изменяйте темп речи;

В) меняйте тон голоса ( не допускайте монотонности);

Г) не забывайте про свой внешний вид;Ф

Д) следите за мимикой;

Е) контролируйте свои жесты.

12. Если лицо экзаменатора « каменеет», но он не делает замечание, попробуйте с помощью риторических вопросов найти свою ошибку и попробовать перейти к диалогу.

13. Если  вы чувствуете, что замечания не объективные( придирки), то не спорьте, а подчеркните, что всё дело не в незнании, а в недостатке времени для подготовки ответа.

14. Если вы чувствуете, что задан провокационный вопрос – заведомо ложный, то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попробуйте уточнить, попросить пояснения.

15. Используйте прием сокращения нескольких замечаний. Искусство этого способа заключается в том, чтобы на несколько существенных замечаний ответить одной лёгкой фразой, которая лишь частично несёт содержание сделанных замечаний и выгодно звучит. Для этого количество замечаний необходимо сократить, «забыв» повторить самые существенные, а остальные перефразировать в выгодном для вас свете.

        Перефразирование:

А) Вы ошиблись                                Да, я перепутал

Б) Вы не знаете                                  Да, я не могу вспомнить

В) Тут вы не правы                            Да, я не учёл

Г) Вы не правильно определили       Да, я не до конца раскрыл

Д) Вы забыли сказать                          Да, я не придал этому значения

16. В конце ответа желательно делать вывод. Финальные фразы должны быть наиболее яркими.

17. Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет ответа, повторите другими словами уже сказанные мысли. Возможно, преподаватель вовлечётся в дискуссию, во время которой вы выясните, чем он недоволен и попробуете наверстать упущенное.

18. На оценку вашего ответа может влиять оценка, полученная на предыдущем экзамене.

19. При выставлении оценки лучше всего демонстрировать такое состояние: я очень-очень волнуюсь, мне очень нужна четвёрка, но я стараюсь держаться и приму от вас любую оценку, которую вы находите нужным поставить. Но всё-таки мне очень нужна четвёрка.

   Не надо « боятся страха», он уйдёт сам, когда придёт время действовать и вы будете знать, что можете сделать хорошо.

   Перед началом публичной речи выходите уверенно, спокойно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьётся сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки, как симптом страха и думают, что из-за этого их ждёт очередная неудача. На самом деле, такая реакция означает лишь то, что  человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию, выступить как можно лучше. Помните – что такое состояние означает, что вы готовы действовать.

 

 

               КАК ЗАПОМНИТЬ ТО, ЧТО ЧИТАЕШЬ

 

1.Прежде всего, нужно быть максимально спокойным. Иначе тебе тяжело будет сконцентрироваться. Читай внимательно!

2. Читай с карандашом в руках и отмечай важные положения, ключевые идеи, выражения, которые ты хотел бы запомнить.

3. Прочитав абзац, убедись, что ты все хорошо понял. Не переходи к следующему абзацу, пока не поймёшь смысл предыдущего. Попробуй пересказать прочитанное вслух.

4. Чтобы запомнить смысл текста, который кажется слишком трудным, попробуй следующий способ: внимательно читай каждую фразу и переписывай её на свой манер, в своём стиле, по возможности более просто, пусть даже и многословно. Во время повторного чтения собственного текста ты с удивлением выяснишь, что смысл текста не такой сложный.

5. Повторение перед сном или утром сразу после пробуждения – самый эффективный классический способ запоминания.

6. Часто повторяй материал. Через 24 часа после первого занятия ты забываешь самую большую часть изученного текста. Поэтому первый раз повторять изученное следует не позднее чем через 24 часа, но и не раньше чем через 5-6 часов после первого изучения (закон Жоста) отработай свой собственный оптимальный ритм повторений

 

 

 

                                                                                                                                                                Советы психолога

 

Для того чтобы прожить счастливую полноценную жизнь…

·       начинайте день с любимой музыки;

·       избегайте неприятных вам людей;

·       замечайте добро в людях;

·       дисциплинируйте себя в сбережении денег.  Это необходимо для успеха;

·       оценивайте успех всех по тому, как вы наслаждаетесь покоем, здоровьем и любовью;

·       не говорите, что у вас мало времени. У вас столько часов в сутки, сколько имели Микеланджело, Мать Тереза, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн;

·        не откладывайте  воплощение       интересной  идеи. Возможно, кто-то другой сейчас подумал об этом.  Успех приходит к тому, кто начинает действовать;

·       читайте внимательно всё то,  под чем должна стоять ваша подпись;

·       помните, что большой шрифт даёт, а мелкий – забирает;

·       не оставляйте одну работу, пока не нашли другой;

·       выбирайте работу, которая достойна вас;

·       никогда не доедайте последнего куска;

·       не жалейте себя.  Если вас охватит это чувство, сделайте что-нибудь для обездоленного.